ГДЗ по истории 9 класс экзаменационные билеты билет - Билет 9
Издательство: Аверсэв 2014
Тип: Учебник
Подробный решебник (ГДЗ) по Истории за 9 (девятый) класс экзаменационные билеты - готовый ответ билет - Билет 9. Авторы учебника: . Издательство: Аверсэв 2014.
БИЛЕТ № 9 к экзамену по истории Беларуси
1. Сближение Великого Княжества Литовского с Польшей. Кревская уния 1385 г.: причины, условия и последствия
1. С конца XIV в. вызревают причины сближения ВКЛ и Польши. Государственно-правовой союз, или уния, был выгоден обеим сторонам, поскольку позволял им противостоять внешней агрессии и способствовал развитию экономических и культурных связей. Главная угроза шла от Тевтонского ордена, проводившего захватническую и колонизаторскую политику. Особенно возросло немецкое засилье в Польше. Тем более что самой Польше также требовалась сильная королевская власть. Преемник Казимира 111 Людовик Венгерский отдал Ордену польские земли, что отрезало страну от Балтийского моря. Поэтому польская шляхта решила искать союза с ВКЛ. В ВКЛ после смерти Ольгерда великим князем в 1377-1392 гг. был Ягайло. Он стремился укрепить свою великокняжескую власть в ВКЛ и рассчитывал на поддержку со стороны Польского королевства.
2. Кревская уния — соглашение об объединении ВКЛ и Польского королевства — была заключена в 1385 г. в замке Крево (теперь деревня в Сморгонском районе Гродненской области). Согласно условиям унии Ягайло дал обещание «на вечные времена присоединить свои земли, литовские и русские, к Короне Польской». Под «русскими» подразумевались в первую очередь земли Беларуси и частично Украины.
Одним из персональных условий унии стало требование крупных польских феодалов, чтобы великий князь литовский, 34-летний Ягайло, женился на дочери польского короля 13-летней Ядвиге. В следующем году условия унии были выполнены. Ягайло принял католичество, получил имя Владислав II, женился на польской королеве Ядвиге и был коронован. Он был польским королем в 1386—1434 гг. и остался великим князем литовским.
Династический брак Ягайло означал включение ВКЛ в состав Польского королевства. Приняв католичество, он издал привилей - грамоту (государственный документ), дававшую дополнительные права и вольности феодалам като-лического вероисповедания. Привилей не распространялся на православных феодалов. Ягайло, в отличие от своего деда, стремился сделать католическую церковь главенствующей в ВКЛ, что вызвало недовольство православной части населения.
3. Заключение Кревской унии имело как положительные, так и отрицательные последствия. Союз двух государств значительно укрепил их обороноспособность. Он содействовал росту культурных и иных связей между ними, а также с другими государствами Западной Европы. В ВКЛ наряду с православными белорусами, украинцами и русскими появились католики-литовцы, католики-белорусы и поляки. Однако с Кревской унии начались и отрицательные явления, связанные с окатоличиванием белорусского народа. Князь литовский и король польский вместе с католическим духовенством активно поддерживали католическую шляхту (дворянство), роль которой возросла. Польская сторона требовала от Витовта выполнения условий унии о полном объединении ВКЛ и Польши, против чего он выступал.
На белорусских землях началась активная борьба против окатоличивания. В такой ситуации Ягайло тяжело было одновременно удерживать власть в Польском королевстве и сохранять ее за собой в ВКЛ. Между Ягайло и Витовтом развернулась междоусобная борьба, завершившаяся заключением в 1392 г. Островского соглашения о власти в княжестве. Ягайло передал власть в ВКЛ Витовту, ставшему великим князем литовским.
2. Сословная и конфессиональная политика царского правительства в Беларуси в конце XVIII — начале XIX в. Полоцкий церковный собор 1839 г.
1. На присоединенных в конце XVIII в. к Российской империи белорусских землях царским правительством проводилась сословная политика, направленная на успокоение шляхты. Для этого ей давались права российского дворянства. За шляхтой, при условии принесения присяги на верность России, сохранялись ее земельные владения (имения). Поэтому шляхта в большинстве своем сразу присягнула Екатерине II. Однако шляхта бывшего ВКЛ продолжала мечтать о восстановлении потерянной в результате разделов Речи Посполитой государственности.
Вначале царское правительство было вынуждено считаться с существенными особенностями правового положения населения присоединенных земель. Поэтому в судебно-деловой сфере продолжал действовать Статут ВКЛ 1588 г.
В отношении крестьян вместо прежде существовавшего налога с каждого двора был введен подушный налог с каждой души мужского пола. Также вводилась неизвестная ранее в Беларуси рекрутская повинность, в соответствии с которой представителей мужского пола (крестьянского и мещанского сословий) стали призывать па 25-летнюю военную службу в российскую армию (по одному человеку от определенного числа душ). Кроме того, чтобы перевести российскую армию на самообеспечение, создавались военные поселения, первое из которых возникло в Беларуси. В них устанавливался режим жесткой военной дисциплины и мелочная опека над сельскохозяйственными работами. Но солдаты не могли ус-пешно сочетать военную службу с земледельческим трудом.
В отношении еврейского населения в 1794 г. была определена черта еврейской оседлости. Она включала белорусские и часть украинских губерний. На их территории разрешалось постоянное проживание лицам еврейской национальности. В связи с тем, что евреи имели право заниматься только торговлей и ремеслами, они селились преимущественно в городах и местечках.
2. В своей конфессиональной политике царское правительство важнейшим условием политической стабильности в западных губерниях считало объединение государственной власти и православного населения. Это предопределило судьбу униатской церкви. В 1839 г. Полоцкий церковный собор провозгласил отмену Брестской унии 1596 г. и принял решение о присоединении униатской церкви к русской православной. Полтора миллиона униатов в Беларуси стали считаться православными. Главная роль перешла к русскому православию. Ликвидация униатской конфессии (религиозного направления) сопровождалась уничтожением ее многочисленных культурных ценностей, сжиганием богослужебной литературы. Несмотря на это, многие «бывшие» униаты продолжали придерживаться своих прежних традиций.