ГДЗ по истории 9 класс экзаменационные билеты билет - Билет 20

ГДЗ по истории 9 класс  экзаменационные билеты  билет - Билет 20

Издательство: Аверсэв 2014

Тип: Учебник

Подробный решебник (ГДЗ) по Истории за 9 (девятый) класс экзаменационные билеты - готовый ответ билет - Билет 20. Авторы учебника: . Издательство: Аверсэв 2014.

решебник / билет / Билет 20


БИЛЕТ № 20 к экзамену по истории Беларуси

1. Городская жизнь на территории Беларуси во второй половине XVI — первой половине XVIII в. Цеха. Возникновение мануфактур

1. В первой половине XVII в. происходит бурный, по сравнению с серединой XVI в., рост городов, ставших крупными торгово-ремесленными и культурными центрами Беларуси. Крупными городами с населением более 10 тыс. жителей были Могилев, Полоцк, Витебск, Пинск, Минск, Слуцк, Брест.

Города и местечки, представлявшие собой мелкие населенные пункты городского типа, разделялись в ВКЛ на государственные (королевские), частнособственнические и церковные. Частнособственнические города составляли в XVI в. около 40 % всех городов Беларуси. К тому же в населенных пунктах имелись юридики — отдельные кварталы, принадлежавшие магнатам.

Города на территории Беларуси сохраняли восточнославянский облик и планировку. Однако на месте прежнего дединца и окрестного города нередко строились новые, большие по размерам, укрепленные центры — замки. В XV в. центром города постепенно становится рыночная площадь с ратушей — зданием, где размещались органы самоуправления, возводившимся в городах с магдебургским правом.

Во второй половине XVII — начале XVIII в. в результате многочисленных войн, прокатившихся по территории Беларуси, происходит упадок городов. Ослаблением городов и органов самоуправления воспользовались крупные феодалы и представители королевской администрации Речи Посполитой. В первой половине XVIII в. они начали вводить незаконные поборы и повинности и расширять свои юридики.

2. Закрепление в сельском хозяйстве фольварков, продукция которых предназначалась для продажи, содействовало развитию торговли. Особенностью городов считался торг. В крупных городах он проводился 2 раза в неделю. В малых городах и местечках обычно с весны до начала осени в дни религиозных праздников проходили ярмарки — одно-, двухдневные торги. Несвиж, Новогрудок, Орша, Шклов, Копыль были центрами ярмарочной торговли. Торговлей занимались купцы. Они, как и ремесленники, создавали свои объединения — братства или гильдии. Купцы, которые занимались торговлей с другими странами, назывались гостями. Отсюда происходит и название крупных торговых путей, связывавших рынки всей Речи Посполитой, — гостинцы. Они представляли собой дороги, обсаженные по обеим сторонам деревьями. «Большой дорогой» называли путь от Смоленска до Бреста через Оршу, Борисов, Минск, Несвиж, Слоним, Волковыск.

3. В XVI в. в белорусских городах, где от 25 до 50 % населения занималось ремеслом, возникали цеха. Это были организации мастеров по разным специальностям. Ремесленник, не входивший в такую организацию, не мог продавать свою продукцию на местном рынке. Чтобы добиться звания мастера, нужно было сначала побыть его учеником, потом подмастерьем, затем сдать экзамен на звание мастера — создать шедевр (оригинальную вещь, называвшуюся «штукой»).

4. В XVIII в. цеховая организация промышленного производства начинает уступать место мануфактурному производству. Мануфактурами называли предприятия, основанные на ручном груде и его широком разделении. В отличие от цехов на мануфактурах использовался наемный труд за определенную плату на протяжении определенного рабочего времени и существовало его разделение. Мануфактуры возникали прежде всего в малых городах и местечках, потому что в крупных городах значительную конкуренцию им составляли цеха. Первые мануфактуры появились в 10—30-е гг. XVIII в. Это Налибокская и Уречская мануфактуры по изготовлению изделий из стекла. Уречская мануфактура стала первым предприятием по изготовлению зеркал во всей Речи Посполитой. Широко известны были Слуцкая и Несвижская мануфактуры шелковых поясов, принадлежавшие Радзивиллам. Ткацкая мануфактура в Кореличах славилась своими гобеленами (безворсовыми коврами), на которых изображались исторические события, а также скатертями, полотном для обивки стен, служившим тогда в качестве обоев.

2. Культура Беларуси в 60-е гг. XIX — начале XX в.

1. В области образования в 1864 г. началась реформа, в соответствии с которой обучение становилось всесословным. Однако в 1887 г. распоряжением министра просвещения, получившим название «Указ о кухаркиных детях», запрещалось принимать в гимназии детей кухарок, прачек, мелких торговцев и т. п. Был также ограничен прием в гимназии евреев. В Беларуси до конца XIX в. действовали Временные правила для народных школ, согласно которым чи-новники осуществляли надзор за работой школ и педагогов. В Беларуси не было создано земских школ.

Учебники для школ Северо-Западного края создавались с позиций западнорусизма. Согласно этой теории, одним из создателей которой был историк, автор трудов по политической и церковной истории Беларуси Михаил Коялович, белорусы рассматривались как составная часть русского этноса, а главное направление развития белорусского края связывалось с его возвращением от польского католичества к русскому православию.

Начальное образование в сельской местности во второй половине XIX в. давали народные училища и церковно-приходские школы, а в городах — городские училища. В Беларуси были открыты семинарии для подготовки учи-телей начальных школ. Учительскую семинарию в Несвиже закончил Якуб Колас. Среднее образование можно было получить в гимназиях. Они разделялись на классические, где преобладало изучение гуманитарных предметов и древних языков, и реальные — с изучением математических и природоведческих предметов.

В 1864 г. в связи с событиями восстания 1863—1864 гг. был закрыт земледельческий институт в Горы-Горках Могилевской области. Получить высшее образование выходцы из Беларуси могли только в учебных заведениях Российской империи.

К концу XIX в. грамотных людей в Беларуси было крайне мало. Большинство населения, прежде всего крестьянство, оставалось неграмотным.

2. Состояние научных знаний в начале XX в. определялось развитием белорусоведения. Один из первых исследователей Беларуси Иван Носович в результате 30-летнего труда составил «Словарь белорусского наречия», где содержалось более 30 тыс. слов.

Ученый-краевед Евдоким Романов, собравший и издавший фольклорно-этнографические материалы в многотомном «Белорусском сборнике», трудился над созданием археологических карт Могилевской, Витебской, Гродненской губерний, обнаружил Бердыжскую стоянку первобытных людей.

В трехтомном исследовании академика Ефима Карского «Белорусы», названном «энциклопедией белорусоведения», было дано всестороннее научное обоснование национальной самобытности белорусов как отдельного восточнославянского народа.

Исторические исследования были представлены трудами историка и этнографа Митрофана Довнар-Запольского, который обосновал положение о самобытном белорусском народе с оригинальной культурой и языком, высказался за его право на самостоятельное существование.

Среди достижений европейского уровня в технических науках особое место занимают работы профессора Якуба Наркевича-Иодко. Он предложил и обосновал использование электрографии для диагностики состояния здоровья человека. Это изобретение лежит в основе электротерапии. Его первое научное открытие — прибор для регистрации грозы по электрическим разрядам — стало первым радиоприемником, или «беспроволочным телеграфом» при передаче электрических сигналов на расстояние.

3. Существенную роль в становлении белорусского литературного языка сыграл Франтишек Богушевич. Он одним из первых среди белорусских писателей отметил самостоятельность белорусского языка и стал своеобразным «отцом» белорусского возрождения. В конце XIX в. увидели свет сборники его стихов «Дудка белорусская» и «Смык белорусский», подписанные псевдонимами «Мацей Бурачок» и «Сымон Рэука з-пад Барысава».

Как создатель новой белорусской литературы и литературного языка вошел в историю поэт Янка Купала (Иван Луцевич) — автор пьес «Павлинка», «Разоренное гнездо» («Раскиданае гняздо») и др. В творчестве Янки Купалы сочетались темы протеста крестьянства и борьбы за национальное возрождение. Стихотворение Купалы «А кто там идет?» русский писатель Максим Горький считал «народным гимном белорусов» и перевел его на русский язык.

В первом сборнике своих стихов «Песни-жалобы» Якуб Колас (Константин Мицкевич) опоэтизировал образ белорусского мужика, который, несмотря на тяжелую жизнь, остается оптимистом и верит в возрождение родного края. Якуб Колас начал работу над поэмой «Новая земля» и «Сымон-музыкант».

Поэтическим заветом своему народу стало стихотворение-гимн «Погоня» Максима Богдановича.

В начале XX в. ярко раскрылся талант белорусской поэтессы и революционерки, автора «Первого чтения для детей-белорусов» Тетки (Алоизы Пашкевич).

4. Значительным явлением в развитии культуры Беларуси стало издание газеты «Наша шва» в Вильно в 1906— 1915 гг. Ее главными темами были Беларусь и судьба народа. В первом номере провозглашалось: «Мы будем служить всему обиженному белорусскому народу, постараемся быть зеркалом жизни, чтобы от нас, как от зеркала, свет падал в темноту. Мы будем стараться, чтобы все белорусы, которые не знают, кто они есть, поняли, что они белорусы, и люди чтобы узнали свои права...»

На страницах этой газеты впервые увидели свет поэмы Янки Купалы «Курган» и «Бондаровна». В 1910 г. редакцией «Нашай швы» был издан первый поэтический сборник Якуба Коласа «Песни-жалобы». В 1914—1915 гг. редактором газеты был Янка Купала. При редакции «Нашай швы» создавался, благодаря стараниям Ивана Луцкевича, белорусский национальный музей.

5. Театральная жизнь в Беларуси была связана с деятельностью Первой белорусской труппы Игната Буйницкого, который считается создателем белорусского профессионального театра. В Вильно на любительской основе действовал Белорусский музыкально-драматический кружок под руководством Алеся Бурбиса. Он осуществил первую театральную постановку пьесы Янки Купалы «Павлинка».

6. Значительных успехов достигло белорусское изобразительное искусство. Во второй половине XIX в. царил реализм, представители которого стремились объективно отражать реальность. Одним из самых известных живописцев был Казимир Альхимович, картина которого «Погребение Гедимина» получила всемирное признание. Ряд своих полотен художник посвятил нелегкой судьбе крестьян, написал также серию картин по мотивам творчества Адама Мицкевича.

Талантливый композитор и художник Наполеон Орда, почти 25 лет путешествовавший по Беларуси, оставил около 1000 акварельных зарисовок, изображающих известных людей и памятники белорусского зодчества.

Белорусский художник Никодим Силиванович был приглашен в Петербург для оформления знаменитого Исаакиевского собора. Он создал в виде мозаичного панно композицию «Тайная вечеря» для главного иконостаса, за что получил звание академика.

Ведущим пейзажистом был Аполлинарий Горавский. Он воспевал в своих полотнах красоту белорусской природы и народный быт. Одной из лучших его работ признана картина «Старушка молится», которую высоко оценил известный русский художник Илья Репин. На протяжении многих лет Репин жил в поместье Здравнево под Витебском (теперь здесь музей-усадьба художника, филиал Витебского краеведческого музея), где написал композиционный портрет «Белорус». По этюдам, написанным в Беловежской пуще, создал свои лучшие полотна русский пейзажист Иван Шишкин.

Традиции лирического пейзажа развивал Витольд Белыницкий-Бируля. Излюбленной темой для художника стала весна. Ей он посвятил около 200 картин, в 120 названиях использовал слово «весна».

Свою роль в развитии живописи сыграли частные художественные школы. Одну из них создал в Витебске автор многочисленных картин, отражающих черты еврейского быта, Юдель Пэн. В его школе прошел первую подготовку как живописец уроженец Витебщины всемирно известный художник XX в. Марк Шагал.

7. В развитии архитектуры сочетались элементы разных художественных стилей. По всей Беларуси во второй половине XIX в. развернулось строительство в псевдорусском стиле церквей-«муравьевок», название которых пошло от фамилии виленского генерал-губернатора М. Муравьева. Примерами использования псевдорусского стиля стали также часовня князей Паскевичей в Гомеле, Покровский собор в Гродно, Свято-Воскресенский собор в Борисове. Зда-ния учебных учреждений возводились в стиле классицизма, театры — в стиле барокко, костелы — в стиле неоготики (костел Святого Роха в Минске). Наиболее известный памятник архитектуры начала XX в., сочетающий черты романского и готического стилей, — Костел Святых Симеона и Елены (в народе прозванный Красным).

На рубеже XIX—XX вв. возник архитектурный стиль модерн, в котором строились железнодорожные вокзалы, промышленные здания, банки, жилые дома, а также гостиница «Европа» в Минске и др.

Оцените решебник:

4.4/5
Количество оценивших 40