ГДЗ по истории 9 класс экзаменационные билеты билет - Билет 2
Издательство: Аверсэв 2014
Тип: Учебник
Подробный решебник (ГДЗ) по Истории за 9 (девятый) класс экзаменационные билеты - готовый ответ билет - Билет 2. Авторы учебника: . Издательство: Аверсэв 2014.
БИЛЕТ № 2 к экзамену по истории Беларуси
1. Восточнославянские племена на территории Беларуси: расселение, общественные и хозяйственные отношения в V—IX вв.
1. В конце V — начале VII в., во время так называемого Великого переселения народов, славяне начали широко расселяться в Европе. Они занимали земли южнее реки Припять и отсюда расселялись по территории Беларуси. Расселение славян шло с юга и юго-запада в направлении севера. Двигались они преимущественно по рекам и притокам.
Вместе с тем во многих местах на территории Беларуси жили балты. Поэтому долгое время наблюдалось смешанное проживание славян с балтами. Затем балты окончательно слились со славянами, произошла славянизация балтов.
В VI—VII вв. славяне разделились на три большие группы: западные, южные, восточные (последние являются предками современных белорусов, украинцев, русских). В VIII—IX вв. на территории Беларуси сложились племенные объединения восточных славян. Кривичи-полочане расселились по течению Западной Двины. Существует литературная гипотеза, будто их название могло возникнуть от слова кровные, т. е. близкие по крови. Кривичи появились в результате славянизации балтов — смешения пришлых славянских с местными балтскими племенами. Южными соседями полоцких кривичей были дреговичи, жившие между Припятью и Двиной. Наиболее распространено мнение, что их название происходит от слова «дрыгва» — болото, среди которого они и жили, ведь в древности Припятское Полесье было почти сплошным огромным болотом. Соседями дреговичей были радимичи, осевшие на реке Сож. Восточные славяне постепенно осваивали территорию Беларуси и к X в. стали ее основным населением. Для обозначения общности всех восточных славян историки используют название древняя народность.
2. Общественные отношения были связаны с окончательным формированием в VIII в. на территории Беларуси соседской общины. Её возникновение было обусловлено переходом от подсечно-огневого к пахотному земледелию. Теперь обрабатывать землю сохой и ралом и собирать урожай стало возможно силами одной небольшой семьи. Люди получили возможность жить отдельными малыми семьями (отцы и их дети и внуки). В поисках пригодной для земледелия и урожайной почвы родственники из одной семьи начали покидать укрепленные городища и строить на новых землях неукрепленные поселения.
Жители поселений составляли соседские общины. Самостоятельные крестьянские семьи входили в соседскую общину, называвшуюся у славян вервью. Это название происходит от слова «веревка», которой отмеряли участок земли, принадлежащий каждому члену общины.
У восточных славян постепенно возникало имущественное неравенство среди крестьян-общинников с последующим выделением знатных людей (знати). Из их числа выбирали вождя племени — князя. Вначале князь у славян был только военным руководителем. Все важные дела в славянских племенах решались на народном собрании — вече. Со временем все управление племенем перешло к князю. Он стал обладателем определенных местных земель. Вместе со своей дружиной (отрядом вооруженных и специально бученных военному делу людей) князь собирал с подвластного населения дань — натуральный оброк продуктами, называемый полюдьем. Обычно это происходило осенью, когда был собран урожай.
3. Хозяйственные отношения характеризовались наличием земледелия и животноводства как основных занятий восточнославянского населения земель Беларуси. При подсечно-огневом земледелии высекали лес, сжигали пни, засевали освобожденную от леса землю. В качестве удобрения использовали пепел, образовавшийся после сжигания пней. Обрабатывали землю бороной-суковаткой, сделанной из ствола дерева с отсеченными суками. При переходе к пахотному типу земледелия стали использовать деревянную соху с железными сошниками и деревянное рало с железными нарогами. Распространенными сельскохозяйственными культурами были рожь, просо, пшеница. Вторичную роль играли охота, рыболовство, бортничество (пчеловодство) — сбор меда лесных пчел. Бортью у славян называлось дупло, в котором водились пчелы. Мед и воск тогда высоко ценились.
Важную роль играли ремёсла. Ремесленники производили вещи из железа. Была налажена обработка цветных металлов (меди, олова, свинца), из которых создавали украшения. Из Глины получали посуду (горшки, миски). Женщины пряли и ткали.
2. Брестская церковная уния 1596 г.: предпосылки заключения и распространение униатства на территории Беларуси
1. Предпосылки заключения Брестской унии состояли в том, что с момента раздела христианства в 1054 г. на православие и католичество предпринимались неоднократные попытки их слияния в единое целое. Идею союза двух церквей поддерживали великие князья литовские. Римско-католическая церковь стремилась за счет унии расширить свое влияние, тем самым компенсируя потери Реформации. После заключения Люблинской унии и образования Речи Посполитой ее верховная власть видела возможность объединить всё население страны с помощью единой религии католичества. Католические правители путем объединения церквей мечтали добиться победы над православием и усилить свое влияние в Европе.
В 1577 г. вышла книга ректора Виленской иезуитской академии Петра Скарги "О единстве церкви Божьей...", в которой утверждалось, что единственным выходом из кризиса для православной церкви в ВКЛ является возобновление унии. Идею унии поддержал православный епископ Ипатий Потей, рассчитывая таким образом достичь равенства православной церкви в правах с католической и получить доступ к государственной власти.
В 1596 г. состоялся Брестский церковный собор, на котором была заключена уния, объединившая православную и католическую церковь в единую греко-католическую (униатскую). По условиям унии православные признавали руководство униатской церковью со стороны папы римского, но сохраняли свои прежние церковные обряды: внешний вид и убранство храмов, брак священников, церковнославянский язык божественных служб. После принятия унии православная церковь на территории ВКЛ была запрещена, а ее приходы стали униатскими.
2. Распространение униатства на территории Беларуси как новой религии в конце XVI — первом десятилетии XVII в. происходило насильно. Закрывались православные церкви и школы. В униатских церквях стал использоваться польский язык вместо старобелорусского, что вызвало недовольство верующих. Центрами борьбы с унией стали православные братства в Могилеве, Орше, Витебске, Полоцке, Менске. В результате оказалось, что уния не объединяла, а разъединяла население ВКЛ. Защитник православия полоцкий архиепископ Мелетий Смотрицкий в своем произведении «Фринос» (1610 г.) призывал народы ВКЛ и Украины объединиться против католицизма.
В 1623 г. жители Витебска убили униатского архиепископа Иосафата Кунцевича, силой насаждавшего унию на территории Полоцкой епархии, куда восходят древние корни православной церкви. За свою жестокость Кунцевич получил прозвище «душегуб». Римский папа Урбан расправился с городом: Полоцк лишился магдебургского права, его ратуша была разрушена, а со всех храмов сняли колокола.
Многочисленные выступления православных верующих вынудили короля Речи Посполитой вернуть права православной церкви в государстве. Это содействовало распространению униатства на белорусских землях. В конце XVIII в. около 3/4 сельского населения Беларуси было униатами.