ГДЗ по истории 9 класс экзаменационные билеты билет - Билет 19

ГДЗ по истории 9 класс  экзаменационные билеты  билет - Билет 19

Издательство: Аверсэв 2014

Тип: Учебник

Подробный решебник (ГДЗ) по Истории за 9 (девятый) класс экзаменационные билеты - готовый ответ билет - Билет 19. Авторы учебника: . Издательство: Аверсэв 2014.

решебник / билет / Билет 19


БИЛЕТ № 19 к экзамену по истории Беларуси

1. «Волочная помера» 1557 г. Становление фольварочно-барщинной системы хозяйствования

1. Аграрная реформа великого князя литовского и короля польского Сигизмунда II Августа, известная как «волочная помера», была обусловлена социально-экономическими причинами. Рост населения и развитие городов в конце XV — XVI в. вызвали в ВКЛ увеличение спроса на сельскохозяйственную продукцию. Существенный рост цен на хлеб в Западной Европе сделал выгодным для феодалов вывоз зерна за границу. Чтобы увеличить прибыльность своих имений, они начали создавать фольварки. Фольварк — это хозяйство феодала с комплексом строений и барской пахотной землей, где крестьяне отрабатывали барщину. Первые фольварки появились еще в XV в. Продукция фольварков предназначалась для продажи.

Сигизмунд II Август своей реформой, проводимой на основе документа, известного под названием «Устава на волоки», принятого в 1557 г., хотел увеличить прибыльность государственной казны благодаря созданию фольварков, упорядочить землепользование крестьян и регламентировать их повинности. Автором аграрной реформы историки считают мать Сигизмунда II Августа королеву Бону Сфорцу. Под ее руководством были проведены аграрные преобразования в Пинском и Кобринском староствах. Их положительные результаты содействовали тому, что реформа получила общегосударственный характер.

Чтобы упорядочить крестьянское землепользование и повинности крестьян, была введена единая стандартная мера земельной площади — волока, равная 21,36 га, с которой от крестьян требовались одинаковые налоги и повинности. Крестьянские хозяйства получили в среднем одну волоку на две семьи. Средний крестьянский надел составлял примерно 10,6 га — подволоки.

Аграрная реформа вначале затронула великокняжеские поместья, за исключением востока-Беларуси, где она не проводилась. Лучшие земли отошли под панские фольварки. Раздел земли на волоки получил название «водочная помера».

2. Переход к фольварочному хозяйству был связан с развитием торговли зерном, дававшей феодалам все большие прибыли. Становление фольварочно-барщинной системы хозяйствования основывалось на обработке крестьянами земли и выполнении ими работ по сбору урожая. Но земля крестьянам не принадлежала. Магнаты и шляхта законодательно оформили свое право на владение землей. Крестьяне вынуждены были обращаться к феодалу, чтобы тот выделил им земельный надел.

Крестьяне делились на тяглых и осадных. Тяглые крестьяне в основном отрабатывали барщину. Этот вид повинности представлял собой отработку определенного количества дней в неделю на земле феодала. В XVI в. барщина увеличилась с одного до двух дней, а в XVII в. составляла уже 3—4 дня в неделю. Осадные крестьяне за пользование земельным наделом должны были платить землевладельцу чинш — денежный налог. В результате аграрной реформы 1557 г. выросла прибыльность государственных владений, а крестьяне были полностью прикреплены к земле (закрепощены).

2. Условия и особенности формирования белорусской нации во второй половине XIX — начале XX в.

1. Вторая половина XIX — начало XX в. стали решающим этапом в процессе формирования белорусской нации. Нация — это общность людей, сложившаяся исторически, с характерными для нее постоянным проживанием на одной территории, общностью хозяйственной жизни, одним литературным языком, схожестью культуры и психологии, в т. ч. национального самосознания. Формирование белорусской нации происходило в составе Российской империи в условиях отсутствия собственной государственности.

2. Становление нации характеризуется формированием национального самосознания — совокупности идей, представлений, убеждений, верований, в которых народ осмысляет себя как национальную общность и исторические корни своего происхождения. Одной из форм проявления национального самосознания являются собственные названия народа. Еще в первой половине XIX в. Центральную и Западную Беларусь нередко называли Литвой, а ее население — литвинами. В конце XIX — начале XX в. наименования «Беларусь» и «белорусы» закрепляются за всей этнической территорией белорусов. Часть населения Беларуси называла себя «тутэйшыя» (здешние). В некоторых местностях существовали региональные названия, которые относились к значительным территориям: «полешуки» — ко всему Полесью, «пинчуки» — к его отдельным частям.

По национальному составу более 65 % населения Беларуси являлись белорусами, около 15 % — евреями, 6 % — русскими, более 5 % — поляками, около 5 % — украинцами. Более 90 % белорусов проживали в сельской местности и занимались сельским хозяйством. По конфессиональному составу среди населения преобладали православные, составлявшие около 2/3.

3. Одним из признаков формирования нации стала общность хозяйственной жизни. Увеличение количества фабрично-заводских предприятий, переориентация помещичьих хозяйств на продажу своей продукции, развитие торговли и строительство железных дорог способствовали возникновению на территории Беларуси единого экономического региона. Расширение торгово-экономических связей между разными частями Беларуси содействовало объединению представителей коренного этноса в нацию.

4. К концу XVIII в. старобелорусский язык, использовавшийся как язык государственного делопроизводства в ВКЛ, фактически перестал существовать. Крестьянство, часть обедневшей шляхты, трудящиеся слои городского населения пользовались белорусским разговорным языком. Становление нового белорусского литературного языка как признака нации происходило на основе многодиалектного разговорного народного языка, в первую очередь диалектов Центральной Беларуси.

5. Процесс формирования белорусской нации был связан с оформлением белорусской национальной идеи — представлениями, в которых выражалось понимание белорусов как самостоятельной общности людей. Смыслом нацио-нальной идеи стало достижение белорусами собственной государственности.

Осознание исторической особенности первоначально проявилось как в литвинском патриотизме, приверженцы которого мечтали о возрождении ВКЛ и не представляли будущего без Польши, так и в западнорусизме, приверженцы которого рассматривали белорусов как часть общерусского этноса и ориентировались на Россию. Теоретическое обоснование белорусской национальной идеи впервые дали белорусские студенты, создавшие в 1884 г. в Петербурге нелегальную народническую организацию «Гомон». Они выступали за автономию, т. е. широкое внутреннее самоуправление для белорусов в составе демократической и федеративной России. В 1905 г. гомоновскую идею развивали далее приверженцы Белорусской социалистической громады (БСГ), разработав положение о национально-территориальной автономии Беларуси в составе российского государства. Важную роль в признании факта существования белорусской нации и формирования ее идеи сыграла газета «Наша шва», издававшаяся в 1906—1915 гг. в Вильно.

Оцените решебник:

4.4/5
Количество оценивших 34