ГДЗ по истории 9 класс экзаменационные билеты билет - Билет 13
Издательство: Аверсэв 2014
Тип: Учебник
Подробный решебник (ГДЗ) по Истории за 9 (девятый) класс экзаменационные билеты - готовый ответ билет - Билет 13. Авторы учебника: . Издательство: Аверсэв 2014.
БИЛЕТ № 13 к экзамену по истории Беларуси
1. Развитие городов на территории Беларуси в XIV — середине XVI в. Магдебургское право
1. В XIV—XVI вв. происходит значительный рост городов и городского населения. Самыми крупными считались Брест, Полоцк, Гродно, Минск, Новогрудок, Слоним и др. К средним городам относились поселения с 2—3 тыс. жителей. Быстрее всего увеличивалось количество местечек — поселков городского типа. Коренных жителей города, независимых от феодала, называли мещанами.
Необходимость защиты от врагов обусловила строительство в XIV в. каменных замков в Лиде и Крево, а затем в Новогрудке, Гродно, Несвиже, Мире. Однако в XV в. центром города становится не замок, а торговая площадь, вокруг которой возникают посады — поселения ремесленников и торговцев.
2. Главным занятием городского населения являлось ремесло. В городах работали кузнецы, ювелиры (золотари), гончары, кожевники, сапожники, столяры, оружейники, шорники (производители упряжи), котельщики, пивовары и др.
Городские ремесленники объединялись в цеха. Это были организации мастеров с целью преодоления конкуренции между ремесленниками и недопущения на городской рынок изделий иногородних и иноземных производителей. Первое упоминание о цехах в Минске в письменных источниках относится к 1552 г. Цеховая организация складывалась, как правило, из владельцев мастерских — мастеров. Они нанимали учеников. Чтобы стать мастером, ученик должен был стать подмастерьем и сдать экзамен — изготовить «штуку» — образец.
Вместе с ремеслами развивалась торговля. С ростом городов она меняла свою форму: происходил переход от обычного обмена к продаже. Увеличивается число рынков — торгов, где сельские жители, кому были необходимы изделия городских мастеров, могли продать свою сельскохозяйственную продукцию, в т. ч. продукты питания.
3. Состояние городов определялось тем, что около 40 % всех городов находилось в частной собственности феодалов. Население таких городов стремилось избавиться от феодальной зависимости. Это проявлялось в борьбе жителей за расширение своих прав. С конца XIV в. великие князья, учитывая это стремление городских жителей, своими грамотами стали даровать городам магдебургское право, или право на самоуправление. Его название происходит от названия немецкого города Магдебурга, который в XIII в. первым в истории получил такое право. Согласно этому праву горожане освобождались от феодальной зависимости и создавали свой орган власти — магистрат и суд, а ремесленники — свои ремесленные объединения.
Магистрат являлся выборным органом городского самоуправления. Он состоял из городской рады, избиравшейся самими гражданами, и лавы — органа по судебным делам (название «лава» возникло оттого, что обвиняемых во время слушания дела сажали на обычную лавку). Органы самоуправления возглавляли соответственно бурмистр и войт. Для магистрата в городах позже начали возводиться специальные здания — ратуши с башней и часами на ней.
Первым из городов ВКЛ магдебургское право в 1387 г. получил город Вильно. Первым вольным городом на территории современной Беларуси стал в 1390 г. Брест. Самый древний город Беларуси Полоцк приобрел магдебургское право в 1498 г. Минск — современная столица Беларуси — получил право на самоуправление в 1499 г.
2. Культура Беларуси в первой половине XIX в.
1. После присоединения белорусских земель к Российской империи школы белорусских губерний были включены в состав Виленского учебного округа. Центром образования являлся Виленский университет, в который в 1803 г. была реорганизована Главная Виленская школа. Преподавание в университете велось на польском языке. Однако в 1832 г. Вилеиский университет был закрыт, так как каждый третий его студент принимал участие в восстании 1830—1831 гг. Образование начало строиться на принципе «православие, самодержавие, народность», что означало воспитание и обучение в духе верности русской православной церкви и преданности российскому самодержавию. Преподавание во всех типах учебных заведений было переведено на русский язык, а сам он вводился в качестве обязательного предмета. Польский язык был исключен из учебных программ.
В 1819 г. в Гомеле была открыта первая в Российской империи ланкастерская школа взаимного обучения. В таких школах детей и взрослых обучали более подготовленные ученики под руководством учителя, и предназначались они для быстрого и дешевого получения элементарного образования.
В соответствии с реформой П. Д. Киселева были открыты начальные школы для государственных крестьян, учителями в которых чаще всего были местные священники. Среднее образование можно было получить в гимназиях, а также иезуитских коллегиумах. Высоким уровнем обучения выделялся Полоцкий коллегиум, преобразованный в иезуитскую академию, действовавшую в 1812—1820 гг.
Потребности развития сельского хозяйства привели к открытию в 1848 г. в Горы-Горках Могилевской губернии земледельческого института — первого в России высшего учебного заведения агрономического профиля.
2. Становление научных знаний о Беларуси и белорусском народе было связано с возникновением белорусоведения. Одним из первых исследователей нашей истории, устного народного творчества и языка стал автор очерков «Путешествие по Полесью и Белорусскому краю» Павел Шпилевский. Одним из первых собирателей и исследователей белорусского фольклора был участник Общества филоматов Виленского университета поэт Ян Чечот. Он издал 6 фольклорных песенных сборников (преимущественно в переводе на польский язык). Считается, что в белорусских текстах Яна Чечота впервые появилась буква «у» (у краткое). В своих стихах он критиковал жестокость помещиков, призывал их гуманно относиться к крестьянам.
Значительный вклад в развитие белорусоведения внесли братья Евстафий и Константин Тышкевичи. По их инициативе в 1842 г. в Логойске был создан первый в Беларуси музей древностей. Позже, в 1855 г., благодаря усилиям Евстафия основан Вилеиский музей древностей, в который Евстафий передал собрание собственных археологических материалов. Таким образом, было положено начало музейному делу в Беларуси.
В первой половине XIX в. проводились крупномасштабные измерения от Северного Ледовитого океана до Черного моря по так называемой Дуге Струве, в т. ч. и на территории Беларуси. Это позволило определить точные размеры и форму Земли. Дуга Струве включена в список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.
3. Плодотворно использовал в своем литературном творчестве белорусский фольклор польский поэт белорусского происхождения Адам Мицкевич. Вынужденный навсегда покинуть Отчизну после приговора по делу Общества филоматов, поэт выразил тоску по Родине на страницах романтической поэмы «Деды».
Образцом романтической прозы является польскоязычное произведение Яна Борщевского «Шляхтич Завальня», или Беларусь в фантастических рассказах» («Шляхцщ Завальня, або Беларусь у фантастычных апавяданнях»), где широко использованы белорусские сказки и предания. Первым классиком новой белорусской литературы стал Винцент Дунин-Марцинкевич. В своей двуязычной комедии-опере «Идиллия» («Сяляпка») он воплотил реалии той жизни, когда мужики говорили по-белорусски, а паны — по-польски.
Одним из ближайших соратников В. Дунина-Марцинкевича стал автор музыки к его сценическим произведениям, уроженец Беларуси, польский композитор Стани-слав Монюшко. Его музыкальная деятельность начиналась в Минске. Двенадцать песен композитор написал на стихи Я. Чечота. Крестьянская тематика зазвучала в стихах Владислава Сырокомли (Людвика Кондратовича), устами которого белорусский крестьянин заявлял: «Я край мой кармлю адвеку 1 маю права звацца чалавекам». Стихотворение Сырокомли «Почтальон» в переводе на русский язык стало известной песней «Когда я на почте служил ямщиком».
Особое место в литературе первой половины XIX в. занимает творческое наследие крестьянского поэта Павлюка Багрима. В условиях крепостного права его талант не смог проявиться полностью. За переписывание запрещенных литературных произведений и участие в крестьянском выступлении он был отправлен на рекрутскую службу в царскую армию. Из трех тетрадей стихов молодого поэта до нас дошел только один — «Зайграй, заиграй, хлопча малы...».
Творчество А. Мицкевича, В. Сырокомли, Я. Борщевского, В. Дунина-Марцинкевича стало свидетельством распространения романтизма. Это художественное направление опиралось на национальные чувства и поэтизировало героических личностей, обращалось к внутреннему миру человека и идеализировало природу.
4. В изобразительном искусстве в историческом жанре работал портретист Валентин Ванькович. Он создал картины «Наполеон у костра», «Мицкевич на скале Аю-Даг», портрет А. Пушкина и др. Немало полотен на исторические сюжеты создал Ян Дамель, среди которых «Смерть магистра крестоносцев Ульриха фон Юнгингена в битве под Грюнвальдом», «Освобождение Т. Костюшко из темницы», «Отступление французов через Вильно в 1812 г.».
Развитие жанра натюрморта в белорусской живописи связано с именем уроженца Витебщины Ивана Хруцкого. Прославился он и как выдающийся портретист. Среди его произведений — «Портрет неизвестной с цветами и фруктами» и др.
Композитор Антон Абрамович, родившийся на Витебщине, писал свои музыкальные произведения на основе белорусских народных песен и танцев. В своем поместье Залесье на Сморгонщине сочинял полонезы, в т. ч. «Прощание с Родиной», Михал Клеофас Огинский — автор так и не реализованного проекта возрождения ВКЛ.
В архитектуре царил стиль классицизм, памятниками которого являются дворец Румянцевых-Паскевичей и собор Святых Петра и Павла в Гомеле.