БИЛЕТ № 7 к экзамену по истории Беларуси

1. Укрепление великокняжеской власти в Великом Княжестве Литовском в первой половине XIV в. Происхождение названия княжества

1. Укрепление единовластия в ВКЛ произошло при великом князе Гедимине в 1316—1341 гг. Большая часть белорусских земель вошла в состав ВКЛ. Например, в 1318 г. сын Гедимина Ольгерд женился на дочери последнего витебского князя Ярослава Марии, а когда тот через два года умер, Витебское княжество осталось Ольгерду. Территория ВКЛ увеличилась приблизительно в 3 раза. Примерно три четверти жителей этого государства к середине XIV в. составляло население, которое исследователи относят к белорусскому этносу (белорусской народности).

В 1323 г. Гедимин основал постоянную столицу государства в Вильно (теперь Вильнюс, столица Литовской Республики). До Гедимина государство не имело постоянной столицы, ею считался замок, в котором жил великий князь. До 1320 г. это был Новогрудок, а Гедимин сначала жил в Старых Троках. О решении великого князя основать столицу в Вильно сохранилось предание. Во время охоты Гедимин убил тура на горе возле реки Вилии, где и остался на ночной отдых. Во сне увидел, что на горе стоит большой железный волк, а внутри него ревет так, будто сто волков воют. Проснувшись, Гедимин приказал построить здесь стольный град, слава о котором разнесется по всему свету.

Принципом государственной жизни при Гедимине было следующее: «Не разрушать старины, не вводить новизны». Он означал уважительное отношение к земельным владениям феодалов и сохранение исторических традиций населения ВКЛ.

Великий князь Гедимин проявлял терпимость по отношению к разным религиям. При нем в Вильно были основаны католические монастыри. Вместе с тем не было препятствий для строительства православных церквей. Сам Гедимин не отдавал предпочтения ни православию, ни католичеству. Он оставался язычником. Такая позиция в многоконфессиональном государстве, каким являлось ВКЛ, содействовала укреплению страны, миру в ней.

2. Происхождение названия княжества связано с его территориальным ростом. При Гедимине возросла роль великого князя как правителя государства. Его титул стал звучать так: «король Литвы и Руси», «король литовцев и многих русских». Под «русскими» имелись в виду прежде всего жители белорусских земель - Витебской, Брестской, Минской и Туровской, которые вошли в состав ВКЛ. В результате государство получило название «Великое Княжество Литовское и Русское». Под «Литвой» тогда понималась территория по верхнему и среднему течению Немана, а под «Русью» - территория в верховьях Западной Двины и по Днепру. Позже (в первой половине XV в.), когда была присоединена Жемайтия — западная часть современной Литвы, государство получило полное название — Великое Княжество Литовское, Русское и Жемайтское.

2. Культура Беларуси во второй половине XVIII в.

1. На развитие образования и науки значительное влияние оказало распространение идей Просвещения, которые начинают проникать на территорию Беларуси из Европы во второй половине XVIП в. Просвещение провозглашало приоритет образования, науки, разума в жизни личности, общества, государства, а общественным идеалом видела образованного человека.

Произошли изменения в школьном образовании. В1773 г. была создана Образовательная комиссия (учреждение типа Министерства образования), открывшая за 20 лет своей деятельности 20 школ средней ступени и около 200 начальных школ. Среди учащихся 30 % составляли крестьянские дети. Система образования стала более доступной и получила светский характер. Управление образованием перешло от церковных учреждений к государственным органам.

Новым явлением в образовании стало создание первых профессиональных учебных заведений. Так, благодаря усилиям известного гродненского мецената А нтония Тизенгауза в Гродно и Поставах начали действовать медицинская, акушерская, ветеринарная, финансовая, чертежная и рисовальная школы. По предложению Образовательной комиссии была открыта медицинская школа в Гродно. При школе действовали госпиталь, анатомический кабинет, зоологический сад, музей, библиотека. Было подготовлено три выпуска врачей. Глава медицинской школы француз Жан Эммануэль Жилибер основал также ботанический сад.

Распространению идей Просвещения содействовал православный церковный и общественный деятель Георгий Конисский. Бога он считал первопричиной всего сущего и вместе с тем уважительно относился ко взглядам Коперника и Галилея. Собирал архивные источники по истории православной церкви в Беларуси. Активно выступал против всевластия магнатов в Речи Посполитой и защищал права диссидентов — шляхты некатолического вероисповедания. Его речь перед королем Речи Посполитой Станиславом Августом Понятовским в защиту диссидентов была переведена на европейские языки как образец веротерпимости.

Широкое распространение в Беларуси получили идеи физиократов — французских буржуазных экономистов, признававших землю и земледелие единственным источником богатства, а сельскохозяйственный труд — единствен-ным производительным трудом. Приверженцем этих идей в Беларуси был уроженец Брестчины Михаил Карпович, начавший одним из первых в ВКЛ критиковать крепостное право.

Европейскую популярность получил философ-просветитель Соломон Майман, родившийся вблизи поселка Мир (нынешний Кореличский район Гродненской области). Начальное образование он получил в еврейской школе, а потом учился в Германии. Майман является первым комментатором и критиком немецкого философа Иммануила Канта.

Значительный вклад в развитие науки внес уроженец Гродненщины, ректор Главной школы ВКЛ (так с 1781 г. называлась Виленская иезуитская академия), ученый-природовед и астроном Мартин Почобут-Одляницкий. Он изучал планету Меркурий, определил координаты многочисленных населенных пунктов на территории Беларуси. Был избран членом-корреспондентом Парижской академии наук и Лондонского астрономического общества.

В 1776 г. увидела свет первая периодическая газета на территории современной Беларуси — «Газэта Гродзенъска» (на польском языке).

2. В XVIII в. на первый план в развитии искусства вышла музыка, она заняла господствующее положение во дворцах и замках магнатов. Наиболее популярным музыкальным произведением у шляхты стала опера на сюжет из жизни дворян или крестьян. Так, инициатором создания одной из опер стал виленский воевода Король Станислав Радзивилл, известный своим прозвищем Пане Коханку. Европейскую славу в этот период получил Слонимский крепостной театр Михала Казимира Огинского. Огинский был чрезвычайно разносторонней и талантливой личностью: оперным композитором, музыкантом-виртуозом, поэтом. Театр Огинского был назван «усадьбой муз». Он вмещал до 2500 зрителей. Здесь давались грандиозные представления на сцене, размеры которой позволяли выезжать на нее на лошадях. Часть сцены занимал бассейн для водных представлений.

«Северными Афинами» называли имение Залесье (нынешний Сморгонский район Гродненской области), принадлежавшее Михалу Клеофасу Огинскому. Он сочетал театральную деятельность с государственной, был активным участником восстания 1794 г., направленного против раздела Речи Посполитой, стал автором знаменитого полонеза «Прощание с Родиной».

Наибольшую известность приобрели частнособственнические театры Радзивиллов в Несвиже и Слуцке. Популярными были произведения хозяйки Несвижа писательницы Франтишки Уршули Радзивилл. Ее пьесы были олицетворением стиля рококо, театрализовавшего быт.

В архитектуре в конце XVIII в. на смену барокко приходит классицизм. Среди памятников, для которых характерно сочетание элементов этих стилей, выделяется дворцово-парковый ансамбль Сапег в Ружанах.

В живописи преобладали представители Виленской художественной школы — преподаватели Виленского университета Франтишек Смуглевич и Ян Рустем. Им принадлежит ряд картин на историческую тематику, в т. ч. посвященных личности Т. Костюшко. Популярным оставался портретный жанр. Были созданы портреты Михала Казимира Огинского и последнего короля Речи Посполитой Станислава Августа Понятовского.

×
gdz.ru

Официальные ГДЗ России