БИЛЕТ № 5 к экзамену по истории Беларуси

1. Развитие культуры на белорусских землях в IX — середине XIII в. Религиозно-просветительские деятели

1. Распространение христианской веры на белорусских землях началось с X в. В 992 г. князь Изяслав основал в Полоцке епархию — большой церковный округ. Рогнеда и Изяслав стали первыми христианами в Полоцком княжестве. Христианство в течение нескольких столетий распространялось в соперничестве с язычеством (многобожием). С IX по XIII в. он и существовали вместе, так как язычество имело глубокие древние корни.

2. В Полоцком княжестве развивалась письменность. В IX в. в Полоцкой земле начала осваиваться кириллическая азбука. Об этом свидетельствуют, например, надписи на Борисовых камнях, обнаруженных в русле Западной Двины, а также надпись на Рогволодовом камне возле Орши. В Бресте был найден деревянный гребень для волос с последовательно размещенными на нем буквами славянского алфавита. Исключительную научную ценность имеют берестяные грамоты — березовая кора с нацарапанными на ней буквами. Такие грамоты обнаружены археологами в Витебске и Мстиславле.

С первой половины X в. берет начало летописание — запись событий по годам (летам) в хронологической последовательности. В начале XII в. монахом Нестором была создана «Повесть временных лет» — летопись, содержащая сведения о Рогволоде, Рогнеде, Изяславе, Всеславе Чародее, о битве на Немиге и других событиях из жизни восточных славян. Самой ранней рукописной книгой на территории Беларуси является созданное в X в. Туровское евангелие, украшенное заставками — большими разноцветными буквами. Материалом для рукописных книг в те времена служил пергамент — специально выделанная кожа телят. Обложкой были две дощечки, обтянутые кожей, а закрывалась книга с помощью пряжки.

3. Распространению письменности содействовали религиозно-просветительские деятели XII в. Осознанный жизненный выбор сделала в 12-летнем возрасте Предслава — дочь полоцкого князя, внучка знаменитого Всеслава Чародея. О ее жизненном пути и деятельности рассказывается в житии. Узнав о намерении отца обручить ее с будущим мужем-княжичем, она выбрала служение Богу и убежала из дому в женский монастырь, где получила имя Ефросинья. Позже она основала женский и мужской монастыри, где переписывались церковные книги. Дело это в то время было очень трудным, на переписывание одной книги обычно требовалась вся жизнь. На склоне лет Ефросинья совершила религиозный подвиг — отправилась в далекое и трудное паломничество в Святую землю (Иерусалим), где и скончалась. Ефросинья Полоцкая — первая женщина среди восточных славян, провозглашенная православной церковью святой. Верующие считают ее небесной заступницей белорусской земли и каждый год 5 июня чтят день ее памяти.

Выдающимся религиозным деятелем XII в. был туровский епископ Кирилл. На некоторое время он замуровался в небольшой монастырской башне (столпе, имевшем несколько ярусов) и жил отшельником — в изоляции от других людей. Кирилл Туровский не только читал там книги, но и писал «слова» — обращения к верующим, молитвы-исповеди, повести-притчи, имевшие характер поучений. За красноречие Кирилла Туровского прозвали Златоустом, «паче всех воссиявшим на Руси».

4. Выдающимся памятником каменного зодчества (сооружением из камня и кирпича, скрепленных раствором) был возведенный в середине XI в. в Полоцке при князе Всеславе Брячиславиче (Чародее) Софийский собор. Слово София означает «Божья мудрость», по представлениям верующих, управляющая мирозданием. Это был третий храм такого типа, возведенный на землях восточных славян после Киевской и Новгородской Софий.

При строительстве собора использовался плоский кирпич — плинфа. Внутренняя поверхность храма была украшена фресками — росписью водяными красками по свежей штукатурке. За свою историю Полоцкая София несколько раз разрушалась, перестраивалась и дошла до нас в значительно измененном виде. В течение XII в. в Полоцке было возведено 10 каменных однокупольных культовых зданий. Одним из них стала Спасо-Ефросиньевская церковь, построенная по просьбе Ефросиньи Полоцкой зодчим Иоанном (Иваном) за 30 недель. В этой церкви хранятся мощи (останки) Святой Ефросиньи Полоцкой.

До наших дней частично сохранилась Коложская (Борисоглебская) церковь, построенная в XII в. в Гродно. Стены церкви украшены вставками из цветного полированного камня и керамическими плитками, образующими определенный рисунок. Особенностью церкви является большое количество голосников — глиняных кувшинов, вмурованных в стены для того, чтобы было хорошо слышно молитву и голос священника.

Памятником оборонного зодчества является пятиярусная, высотой около 30 м, Каменецкая башня, возведенная в XIII в. на Брестчине из желтого и коричневого кирпича.

5. Шедевром древнего искусства является шестиконечный крест, созданный в технике перегородчатой эмали мастером Богшей (в крещении Лазарем) по заказу Ефросиньи Полоцкой в 1161 г. Крест изготовлен из кипарисового дерева. Его поверхность выложена золотыми, а стороны — серебряными пластинами с выбитыми на них надписями кириллицей. На золотых пластинах разноцветными эмалями изображены святые. В кресте содержались частички дерева с креста, на котором был распят Иисус Христос, мощи святых. Восстановленный в XX в. образ Креста Ефросиньи Полоцкой считается христианской реликвией белорусов.

2. Политический кризис Речи Посполитой и ее разделы. Восстание 1794 г. и его события в Беларуси

1. Причины разделов Речи Посполитой заключались прежде всего во внутриполитическом положении самого государства, которое характеризовалось как политический кризис, или безвластие. Такое положение стало результатом злоупотребления шляхетскими вольностями. На заседаниях сейма действовало право «либерум вето». Согласно ему если хотя бы один депутат сейма выступал против, то решение не принималось, а заседание сейма прекращалось. В результате большинство сеймов было сорвано. Государственное управление характеризовалось всевластием магнатов и шляхты и слабостью королевской власти в лице последнего короля Речи Посполитой Станислава Августа Понятовского. Речь Посполитая постепенно стала «заезжим двором и корчмой» для иноземных войск. Такое положение позволяло соседним государствам вмешиваться в ее внутренние дела.

Россия и Пруссия желали иметь возле себя слабую Речь Посполитую, поэтому выступали за сохранение «либерум вето» и выборности короля. Пользуясь правом защиты иноверцев в Речи Посполитой, Россия и Пруссия выдвинули проект уравнения в правах диссидентов с католиками. Диссидентами называли шляхту некатолического вероисповедания. Однако сейм Речи Посполитой отказался выполнить это требование. Тогда Россия и Пруссия поддержали созда-ние шляхетских конфедераций — временных политических союзов, представители которых обратились к императрице Екатерине II, чтобы она помогла вернуть им прежние права.

Следующий сейм Речи Посполитой вынужден был удовлетворить требования диссидентов и принять так называемые Кардинальные права, предусматривающие все прежние права шляхты, но на самом деле ослабляющие государство, что было выгодно России.

2. В Петербурге в 1772 г. был подписан документ о первом разделе Речи Посполитой между Российской империей, Пруссией и Австрией. К России отошла Восточная Беларусь. Сейм Речи Посполитой утвердил первый раздел страны, но против выступила часть послов от ВКЛ, среди которых был депутат из Новогрудского воеводства Тадеуш Рейтан. В знак протеста он лег перед послами на полу в дверях, но большинство шляхетских послов переступили через него и подписали соглашение с иностранными государствами.

Попыткой спасти государство от гибели стало принятие четырехлетним сеймом Речи Посполитой, работавшим в 1788—1792 гг. и вошедшим в историю как Великий, Конституции Речи Посполитой 3 мая 1791 г. Конституция ликвидировала раздел Речи Посполитой на Польшу и ВКЛ, провозгласила единое государство с единым правительством, общим войском и финансами, отменило право «либерум вето». Хотя Конституция и заложила основу для вывода Речи Посполитой из кризиса, однако время на реформирование государства было уже упущено.

Поскольку Конституция 3 мая отменила многочисленные шляхетские вольности, это привело к недовольству части шляхты и магнатов, которые образовали Торговицкую конфедерацию и попросили Екатерину II оказать им военную помощь. В 1793 г. произошел второй раздел Речи Посполитой. Под власть России отошла центральная часть белорусских земель. Маршалок (председатель заседания) сейма Речи Посполитой, получившего название второго «немого сейма», так как шляхетские депутаты на нем молчали, выражая таким образом свой протест, утвердил второй раздел страны.

3. Попыткой сохранить независимость Речи Посполитой в рамках 1772 г. (до первого раздела) стало восстание 1794 г. во главе с уроженцем Беларуси Тадеушем Костюшко. Он руководил восстанием на территории Польши. В пред-шествующий период своей жизни Т. Костюшко семь лет провел в Америке, где активно участвовал в борьбе северо-американских колоний против английского колониального господства. Он был лично знаком с первым президентом США Джорджем Вашингтоном, дружил с одним из авторов американской Декларации независимости Томасом Джефферсоном. Т. Костюшко является национальным героем США и Польши, почетным гражданином Франции.

Восстание 1794 г. проходило под лозунгом «Свобода, целостность, независимость». Активное участие в нем приняли патриотически настроенные шляхтичи, мещане, крестьяне, духовенство (церковные деятели).

В ВКЛ во главе восстания стоял полковник Якуб Ясинский. В Вильно был создан отдельный от Польши орган руководства восстанием — Высшая Литовская рада. Призыв Костюшко к воссозданию Речи Посполитой в пределах 1772 г. нашел отклик только среди магнатов и шляхты ВКЛ. В изданном им документе «Полонецкий универсал» Т. Костюшко также обещал освободить от крепостной зависимости тех крестьян, которые примут участие в восстании. Отряды повстанцев пополнились косинерами — крестьянами, вооруженными косами. На территории Беларуси они составляли до одной трети от численности повстанцев. Однако достигнуть массовой поддержки населения руководителям восстания не удалось. Оно было подавлено царскими войсками.

В 1795 г. между Россией, Австрией, Пруссией было подписано соглашение о третьем разделе Речи Посполитой. К России отошли западнобелорусские земли. Король Станислав Август Понятовский 25 ноября 1795 г. добровольно отрекся от трона. Речь Посполитая прекратила свое существование как самостоятельное государство.

×
gdz.ru

Официальные ГДЗ России