БИЛЕТ № 17 к экзамену по истории Беларуси

1. Причины и условия объединения Польши и Великого Княжества Литовского в составе Речи Посполитой. Люблинская уния 1569 г.

1. Новое государство под названием Речь Посполитая, что в переводе с польского означает «общее дело» — то же, что и республика, представляло собой союз ВКЛ и Польского королевства. Более ранней попыткой подобного союза (государственно-политической унии) историки считают Кревское соглашение (унию) 1385 г. Новое многоэтническое образование возникло 1 июля 1569 г. в результате Люблинской унии и просуществовало до конца XVIII в.

Причины объединения Польши и ВКЛ в составе Речи Посполитой:

  • тяжелое внешнеполитическое положение ВКЛ в связи с Ливонской войной 1558—1583 гг., которую вел за выход к Балтийскому морю московский царь Иван IV. Он считал белорусские земли своей вотчиной и стремился «вернуть» их в состав Московского государства;
  • стремление господствующего сословия ВКЛ — шляхты (мелких и средних феодалов) — к приобретению шляхетских вольностей, которыми обладало шляхетское сословие в самой Польше. К голосу многочисленной шляхты на заседаниях сейма ВКЛ никто не прислушивался. Такого не было в соседней Польше, где шляхетские права (вольности) позволяли шляхте активно участвовать в политике. Они предусматривали равенство шляхты перед законом, свободные выборы короля, право шляхты на протест, свободу голоса, неприкосновенность личности шляхтича и его владений (поместья);
  • желание многочисленной (примерно в 2 раза превосходящей по количеству, чем в ВКЛ) польской шляхты подчинить ВКЛ в качестве богатого придатка Польши и получить для себя новые земли и должности;
  • расчет верхушки католической церкви через Польшу, где господствующее положение занимало католичество, расширить влияние католицизма на восток — на белорусские, украинские, русские земли.

2. Условия объединения Польши и ВКЛ были выработаны на Люблинском сейме, который состоялся в 1569 г. и длился 6 месяцев. Польская сторона стремилась к инкорпорации (включение, присоединение) ВКЛ в состав Польши {Короны), опираясь на католических феодалов и католическую церковь. Делегация ВКЛ во главе с канцлером Николаем Радзивиллом Рыжим выступала за заключение военного союза с Польшей. Польская сторона, столкнувшись с неже-ланием представителей ВКЛ подписывать предложенный им документ, обратилась за помощью к великому князю литовскому Сигизмунду II Августу. Тот приказал послам (депутатам) от ВКЛ на Люблинском сейме участвовать в за-седании и согласиться на предложения Польши. Однако в знак протеста послы уехали назад, в Вильно. Во время их отсутствия на сейме польской шляхте удалось добиться от Сигизмунда II Августа значительных территориальных уступок. Ряд богатейших земель ВКЛ вошел в состав Польши, в результате чего территория ВКЛ значительно уменьшилась. Потеря земель, а также события Ливонской войны вынудили делегацию ВКЛ вернуться на сейм.

ВКЛ было вынуждено принять многие из польских условий объединения двух государств. Высшим общим органом власти становился сейм, который мог собираться только на территории Польши (отдельные сеймы как для Польши, так и для ВКЛ не предусматривались). Глава союза государств, которого могли избирать феодалы Польши и ВКЛ, также был общим. Так, король Речи Посполитой Стефан Баторий был признан шляхтой ВКЛ также и своим великим князем.

Отдельными в ВКЛ и Польше по условиям Люблинской унии сохранялись:

  • административный аппарат (государственные должности);
  • законодательство, представленное в ВКЛ Статутами;
  • судебная организация, при которой высшим судебным органом в ВКЛ являлся с 1581 г. Главный Литовский трибунал;
  • войско, основой которого в XVI в. в ВКЛ являлось посполитое рушение — всеобщее ополчение, состоявшее из шляхты и солдат (жолнеров) — военнообязанных мужчин, которых выставлял от своих земельных владений каждый шляхтич;
  • титул, т. е. официальные названия государств при существовании общего названия «Речь Посполитая»;
  • печать с символом государства (в ВКЛ — изображение погони, в Польше — изображение орла);
  • язык официального делопроизводства (старобелорусский — в ВКЛ, польский и латынь — в Польше).

Таким образом, ВКЛ вместе с Польшей создали общую Речь Посполитую. Такое объединение двух соседних государств называется федерацией — государством, состоящим из самостоятельных государственных образований, объединенных на определенных условиях в одну страну. В составе этого государства ВКЛ существовало до конца XVIII в.

2. Промышленное развитие и состояние городов Беларуси в 60-е гг. XIX — начале XX в.

1. Развитие промышленности в Беларуси связано со становлением фабричного производства. Еще в первой половине XIX в. начал происходить переход от ремесленного производства к фабричному, когда были построены первые суконные фабрики в местечках Хомск и Коссово Гродненской губернии. На этих фабриках применялись паровые двигатели, что считается признаком перехода от ручного к машинному труду.

Особенностью развития промышленности Беларуси во второй половине XIX в. было существование ремесленных мастерских, мануфактур, фабрик и заводов. Они относятся к феодальному и капиталистическому типам предприятий. Крупнейшим предприятием в Беларуси считалась табачная фабрика Шерешёвского в Гродно.

Следующей особенностью промышленности Беларуси стало размещение большинства фабрик и заводов в сельской местности — ближе к источникам сырья и дешевой рабочей силы. Наибольшее развитие получили деревообработка и винокурение (производство спирта).

Во второй половине XIX в. окончательно определилась специализация производства на переработке местного сельскохозяйственного, лесного и минерального сырья. В начале XX в. в первую очередь развивалось картонно-бумажное производство, представленное одной из самых передовых в России по технической оснащенности Добрушской бумажной фабрикой, а также лесохимическое и спичечное производство. Крупнейшие спичечные фабрики находились в Пинске, Мозыре, Бобруйске, Борисове. Первоначально спички изго-тавливали разной длины и перевязывали шпагатом, а позже стали применять машины для нанесения красного фосфора на головку спички и склеивания спичечных коробков.

Крупнейшим предприятием в текстильной и льняной промышленности была льнопрядильная фабрика «Двина» в Витебске.

2. В XIX в. в Беларуси наблюдался быстрый рост городов, их насчитывалось 42. Из них Минск и Витебск имели от 50 до 100 тыс. жителей. В городах строились фабрики и заводы, на окраинах появлялись рабочие поселки. В первую очередь росли города, ставшие железнодорожными узлами или станциями на перекрещивании Московско-Брестской, Либаво-Роменской, Риго-Орловской, Полесской железных дорог. Железнодорожная сеть на территории Беларуси была одной из самых густых в Российской империи. Характерными для белорусских губерний оставались местечки — населенные пункты, занимавшие промежуточное положение между городом и деревней.

Во второй половине XIX — начале XX в. произошли существенные перемены в облике белорусских городов. Вместо городской площади роль центра стала выполнять главная улица, соединявшая железнодорожный вокзал с историческим центром. На ней располагались государственные, торгово-финансовые, коммерческие и культурные учреждения. Центры крупных городов были обеспечены водопроводом, канализацией, электрическим освещением, телефонной линией. В конце XIX в. в Минске открылась конная железная дорога, или конка, а в Витебске был пущен электрический трамвай — раньше, чем в Москве и Петербурге. В начале XX в. в качестве общественного транспорта стал использоваться автомобиль. Своеобразным был и состав городского населения, в котором преобладали евреи.

В 1875 г. на западные губернии распространилась городская реформа, согласно которой в 32 белорусских городах вводились новые органы самоуправления — городские думы. Выборы в думу происходили на основе имущественного ценза, при котором право голоса получали плательщики городских налогов: владельцы торгово-промышленных учреждений, банков, городской недвижимости. Такая избирательная система обеспечивала большинство в думах представителям крупного капитала. Основная часть городского населения — рабочие, служащие, интеллигенция, не имевшие собственности, — была отстранена от участия в самоуправлении. Городские думы находились под строгим контролем губернатора и министра внутренних дел, которые могли отменить любое их решение.

×
gdz.ru

Официальные ГДЗ России