БИЛЕТ № 16 к экзамену по истории Беларуси

1. Франциск Скорина — восточнославянский и белорусский гуманист, просветитель, первопечатник. Взгляды и издательская деятельность

1. Среди представителей европейского Возрождения достойное место занимает восточнославянский и белорусский гуманист, первопечатник и просветитель, ученый и писатель, уроженец древнего Полоцка Франциск Скорина (около 1490 — около 1551 гг.). Образование он получал, как предполагают историки, в Полоцке и Вильно, затем, в 16 лет, окончил Краковский университет.

Ф. Скорина дважды стал доктором наук. Сначала в Краковском университете в Польше он получил степень бакалавра — первую ученую степень в средневековых европейских университетах. Затем, в 1512 г., успешно сдал экстерном (без обучения) экзамен на звание доктора медицины в Падуанском университете в Италии. Его портрет, созданный в середине XX в., находится в мемориальном зале среди 40 портретов знаменитых европейских ученых, вышедших из стен Падуанского университета. Ф. Скорина имел также степень доктора свободных наук, которые изучались в западноевропейских университетах.

2. Книгоиздательская деятельность Ф. Скорины сочетала опыт европейского книгоиздания и традиции белорусского искусства. 6 августа 1517 г. Ф. Скорина первым среди восточных славян издал в чешском городе Праге печатную книгу «Псалтырь». Он перевел Библию на церковнославянский язык, приближенный к белорусской письменности и понятный простым людям, и издал ее в 23 книгах. В своих предисловиях и послесловиях, содержащихся в Библии, он изложил собственные взгляды на науку и мироздание. Ф. Скорина трижды напечатал в изданных им книгах свой портрет (это единственный случай за всю историю издания Библии в Восточной Европе). На титульном листе Библии изображена, как считают исследователи, своеобразная печать (герб) Скорины как доктора медицины — изображение Солнца и серпа Луны с человеческими лицами, которые символизируют получение и передачу знаний, физическое и духовное возрождение человека.

Книгоиздательскую деятельность Ф. Скорина продолжил на территории ВКЛ. В организованной им в столице ВКЛ Вильно типографии в 1522 и 1525 гг. он издал еще две книги: «Малую подорожную книжицу» и «Апостол».

Издательская деятельность Ф. Скорины является прижизненным подвигом, потому что не все, в т. ч. церковь, понимали его просветительскую работу. Изданная Ф. Скориной Библия нарушала правила, существовавшие при перепи-сывании и переводе церковных книг, содержала тексты от самого издателя и даже гравюры с его изображением. Главным же преступлением церковь считала самостоятельный перевод Библии, за что Скорину могли и жестоко наказать.

3. Взгляды Ф. Скорины свидетельствуют о нем как о гуманисте, просветителе, патриоте. Гуманизм Ф. Скорины представлял собой систему взглядов, которые наивысшей ценностью провозглашали самого человека и его права на свободное развитие, считали его не «рабом божьим», а творцом. Все предисловия и послесловия в Библии Ф. Скорины, где он раскрывает глубокий смысл библейских преданий, проникнуты заботой о разумном устройстве общества, воспитании человека, воцарении достойной жизни на Земле.

Гуманист Ф. Скорина оставил нам свой нравственный завет в следующих строках: «Закон прироженый в том наболей соблюдаем бывает: то чинити иным всем, что самому любо ест от иных всех, и того не чинити иным всем, чего сам не хощеши от иных имети... Сей закон прироженый ест в серци единого кажного человека». В текстах Библии просветитель Ф. Скорина предстает человеком, содействующим распространению письменности, знаний. Об этом свидетельствуют такие строки: «Всякому человеку нужно читать, ибо чтение — зеркало нашей жизни, лекарство для души». Ф. Скорина — основоположник нового понимания патриотизма как любви и уважения к своей Отчизне. С патриотических позиций воспринимаются следующие его слова: «Понеже от прирожения звери, ходящие в пустыни, зиаюгь ямы своя; птици, летающие по возъдуху, ведають гнезда своя; рибы, плавающие по морю и в реках, чують виры своя; пчелы и тым подобная боронять ульев своих, — тако ж и люди, игде зродилися и ускормлепы суть по Бозе, к тому месту великую ласку имають».

2. Столыпинские реформы и их осуществление в Беларуси

1. Причины и цели проведения аграрной реформы в начале XX в. заключались в том, что и после отмены крепостного права в Беларуси сохранялись такие феодальные пережитки, как помещичье землевладение, малоземелье крестьян, чересполосица. Реформа предопределила медленный «прусский» путь развития капитализма в сельском хозяйстве. В первые послереформенные десятилетия в Витебской и Могилевской губерниях сохранялась отработочная система хозяйствования, при которой малоземельные крестьяне были вынуждены отрабатывать барщину, как и ранее. А вот в Виленской, Гродненской и Минской губерниях часть помещиков сумела перейти к капиталистической системе хозяйствования, заключавшейся в найме помещиками в свои хозяйства постоянных или временных работников, которые обрабатывали землю инвентарем владельца.

Экономическая цель реформы заключалась в развитии капитализма в сельском хозяйстве. Однако царское правительство не пошло на ликвидацию помещичьего землевладения, чтобы не лишиться своей опоры среди помещиков. А чтобы создать условия для крестьянского предпринимательства, правительство решило обогатить одних за счет других, для чего предусматривалось распустить крестьянскую общину и облегчить перераспределение земельных наделов бедняков в собственность зажиточных сельчан. Здесь был и капиталистический расчет, связанный с расколом деревни на бедное и зажиточное крестьянство, а также с возможностью использования сельской буржуазии (зажиточного крестьянства) в качестве опоры царского правительства.

2. Осуществление аграрной реформы началось с 1906 г. по инициативе премьер-министра России (гродненского губернатора в 1902—1903 гг.) Петра Аркадьевича Столыпина. Ее первоначальным этапом стало разрушение крестьянской общины и закрепление общинных земельных наделов в личную собственность крестьян, обрабатывавших ее. Крестьяне могли закрепить землю в собственность в отрубе за счет выделения участка в пределах деревни. Если крестьянин переселялся из деревни на участок земли за ее пределами, то этот участок называли хутором, а крестьянина — хуторянином. К созданию хуторского хозяйства стремились зажиточные крестьяне, которых назвали кулаками. Они стали одним из источников формирования сельской буржуазии.

Выход крестьян из общины активно проходил в Могилевской и Витебской губерниях, где в условиях существования общинного землепользования крестьяне стремились освободиться от зависимости общины. В Виленской, Гродненской и Минской губерниях в условиях подворного землевладения крестьянская община не существовала, что способствовало закреплению хуторского хозяйствования еще до проведения Столыпинской аграрной реформы.

Острейший вопрос с малоземельем крестьян Столыпин предложил решить путем организации добровольного переселения значительной их части за Урал, в Сибирь, на Дальний Восток, где было много необработанной плодородной земли. Для этого выделялись безвозвратные денежные займы - обеспечивались специальные поезда, готовились пункты приема переселенцев. Однако около 10 % крестьян вернулось назад в связи с недостаточной помощью со стороны правительства и тяжелыми условиями жизни.

3. Особенностью Столыпинской реформы в Беларуси стало введение в 1911 г. земств — выборных органов местного самоуправления — в Витебской, Могилевской и Минской губерниях. В результате проведения аграрной реформы появился новый слой землевладельцев — сельская буржуазия, для которой Столыпин потребовал расширения земельных прав. Чтобы обеспечить преимущества представителей от «русского населения», земства на территории Беларуси по предложению Столыпина вводились только в восточных губерниях. Помещикам «польского происхождения», преобладавшим в западных губерниях (Гродненской, Виленской и Ковенской), царское правительство после восстания 1863 — 1864 гг. не доверяло, поэтому земства там не вводились.

Во время выборов в земства предусматривалось разделение избирателей на курии. «Русской» курии обеспечивались преимущества, чтобы увеличить роль зажиточного православного крестьянства в местном самоуправлении и тем самым ослабить позиции крупных землевладельцев «польского происхождения».

×
gdz.ru

Официальные ГДЗ России